Коррупция в ведомстве великого князя Алексея Александровича, брата Александра
Третьего, достигла таких астрономических масштабов, что броневые листы кораблей
скреплялись деревянными втулками. Невзрывающиеся снаряды и Цусимский погром –
таковы, вкратце, результаты работы Морского ведомства, возглавляемого великим
князем. Никто не сделал для поражения России в Русско-Японской войне больше, чем
этот человек.
Уже набило оскомину упоминание о том, что русский крейсер «Варяг» был построен в
США. Казалось бы, ничего странного в этом нет. Крейсер был заказан, оплачен и
построен в срок - где здесь есть преступление?
Однако, крайне редко упоминается о том, что второй участник легендарного боя при
Чемульпо - канонерская лодка «Кореец» - была построена на верфи Bergsund
Mekaniksa в Швеции.
Господа, позвольте один вопрос: Что-нибудь вообще строилось в Российской Империи
на рубеже XIX–XX веков?
Бронепалубный крейсер «Светлана», место постройки - Гавр, Франция;
Бронепалубный крейсер «Адмирал Корнилов» - Сен-Назер, Франция;
Бронепалубный крейсер «Аскольд» - Киль, Германия;
Бронепалубный крейсер «Боярин» - Копенгаген, Дания;
Броненосный крейсер «Баян» - Тулон, Франция;
Броненосный крейсер «Адмирал Макаров», построен на верфи «Форж & Шантье»,
Франция;
Броненосный крейсер «Рюрик», построен на верфи «Виккерс» в Барроу-инн-Фёрнесс,
Англия;
Броненосец «Ретвизан», построен компанией «Уильям Крэмп & Санс», Филадельфия,
США;
Броненосец «Цесаревич» - построен в Ла-Сейн-сюр-Мер во Франции…
Это могло быть смешно, если бы дело не касалось нашей Родины. Ситуация, при
которой половина отечественного флота строилась на иностранных верфях, ясно
указывала на крутые проблемы в Российской Империи в конце XIX – начале XX веков:
отечественная промышленность находилось в глубоком упадке и стагнации. Подчас ей
были не под силу даже простейшие эсминцы и миноносцы – практически все они
строились за рубежом.
Серия миноносцев «Кит» («Бдительный»), место постройки - верфь Фридриха Шихау,
Эльбинг, Германия;
Серия «Форель» («Внимательный»), строились на заводе А. Нормана во Франции;
Серия «Лейтенант Бураков» - «Форж & Шантье» и завод Нормана, Франция;
Серия эсминцев «Инженер-механик Зверев» - верфь Шихау, Германия.
Головные миноносцы серий «Всадник» и «Сокол» - построены в Германии и,
соответственно, в Великобритании; миноносец «Пернов» - завод А. Нормана, Франция;
«Батум» - верфь Ярроу в Глазго, Великобритания; «Адлер» - верфь Шихау, Германия…
Уважаемые господа-товарищи, то, что здесь написано есть просто крик души. Когда
либеральная общественность вновь запоет песнь том, как хорошо и правильно шло
развитие России в начале века, а потом пришли проклятые «коммуняки» и все «запороли»
- не верьте ни единому слову этих прохвостов.
Бронепалубный крейсер «Варяг» из Америки, и броненосный крейсер «Адмирал Макаров»,
строившийся во Франции, - вот истинная картина тех событий. Перед Первой мировой
Российская Империя закупала за рубежом все – от кораблей и аэропланов до
стрелкового оружия. С такими темпами развития мы имели все шансы продуть и
следующую, вторую по счету мировую войну, навсегда исчезнув с политической карты
мира. К счастью, судьба распорядилась иначе.
Страна под названием Советский Союз научилась все делать самостоятельно.
Сага о не построенных линкорах
По необъятным просторам Интернета гуляет презабавный плакат-демотиватор
следующего содержания:
ГУЛАГ и линкоры – это сильно. Впрочем, автор плаката кое в чем прав:
Советский Союз действительно не спустил на воду и не ввел в строй ни одного
линкора (несмотря на то, что дважды принимался за их строительство).
Каким контрастом на фоне этого выглядят достижения дореволюционного
отечественного кораблестроения!
В период с 1909 по 1917 гг. состав ВМФ Российской Империи пополнился 7
линкорами-дредноутами типов «Севастополь» и «Императрица Мария».
Это не считая недостроенного линкора «Император Николай I» и четырех
сверхдредноутов типа «Измаил», которые уже были спущены на воду и находились
в высокой степени готовности – лишь Первая мировая война и Революция не
позволили русским корабелам завершить начатое.
Линейный корабль "Гангут" - первый российский дредноут типа "Севастополь"
Суровая правда заключается в том, что «Севастополь» и «Императрицу Марию»
просто стыдно сравнивать с их ровесниками – британскими сверхдредноутами «Орион»,
«Кинг Джордж V» или японскими линейными крейсерами типа «Конго». «Севастополь»
и «Императрица Мария» строились по заведомо устаревшими проектами, а
задержки в их строительстве, вызванные невиданной коррупцией в Морском
ведомстве, слабостью промышленности и общей неблагоприятной обстановкой в
стране, привели к тому, что к моменту вступления в строй отечественные «дредноуты»
были едва ли не слабейшими в мире.
Главный калибр «Севастополя» (305 мм) смотрятся курьёзом на фоне 343 мм
стволов «Орионов» или 356 мм артиллерии японского «Конго». Что касается
брони – это был просто стыд: «цусимский синдром» и страх перед фугасными
снарядами взял вверх над здравым смыслом. И без того тонкую броню «размазали»
по всему кораблю – это в то время, когда у «вероятного противника» уже
строились линкоры с 13,5 и 14-дюймовыми орудиями – один их снаряд мог
прошить «Севастополь» насквозь и подорвать погреба боезапаса.
Немногим лучше был недостроенный «Измаил» - несмотря на солидную огневую
мощь (12 х 356 мм – по этому параметру «Измаил» мог сравниться с лучшими
зарубежными аналогами) и высокую скорость хода (расчетное значение - более
27 узлов), новейший российский супер-дредноут вряд ли мог стать серьезным
аргументом в споре с его британским ровесником «Куин Элизабет» или японским
«Фусо». Слишком слаба броня – защищенность «Измаилов» была ниже всякой
критики.
Говоря об отечественном судостроении начала ХХ века, нельзя не упомянуть о
легендарных «Новиках» - лучших в мире эсминцах на начало Первой мировой
войны. Четыре отличные 102 мм пушки Обуховского завода, котлы на жидком
топливе, ход 36 узлов, возможность принимать на борт до 50 мин – «Новики»
стали мировым эталоном при проектировании эскадренных миноносцев.
Что ж, «Новик» - то самое исключение, которое подтверждает общее правило.
Слава «Новиков» была подобна падающей звезде – ярчайшая, но быстро погасшая
вспышка в непроницаемой черноте будней императорского Военно-Морского Флота.
Остается констатировать очевидный факт: попытка дореволюционной России стать
морской державой с треском провалилась – недостаточно развитая
промышленность Российской Империи проиграла «гонку вооружений» ведущим
мировым державам.
К слову, СССР дважды принимался за строительство линейных кораблей. В
отличие от «дореволюционных» линкоров, которые морально устарели еще на
этапе закладки, советские проект 23 («Советский Союз») и проект 82 («Сталинград»)
были вполне современными кораблями – мощными, сбалансированными и ничуть не
уступавшими по совокупности характеристик зарубежным аналогам.
Первый раз достроить линкоры помешала война. Немало сказалась
дореволюционная отсталость отечественной промышленности. Индустриализация
только набирала обороты, и столь амбициозный проект оказался «крепким
орешком» для советских корабелов – линкоры мало-помалу превращались в
долгострой.
Вторая попытка была сделана вначале 1950-х – увы, эпоха дредноутов и жарких
артиллерийских дуэлей неумолимо уходила в прошлое. Достройка «Сталинградов»
была отменена через пару лет после их закладки.
Покупал ли СССР корабли за рубежом?
Да, покупал. Перед войной Союз приобрел недостроенный немецкий крейсер «Лютцов»
(«Петропавловск») и лидер эсминцев «Ташкент», построенный в Италии по
оригинальному проекту.
Что-то еще? Да.
Например, у фирмы MAN были заказаны двадцать корабельных дизелей типа
G7Z52/70 мощностью 2200 л.с. и типа G7V74 мощностью 1500 л.с. Также для
флота были закуплены образцы гребных валов, рулевых машин, корабельные
краски против обрастания, чертежи 406-мм и 280-мм корабельных башен,
бомбометы, гидроакустическая аппаратура…
Не нужно иметь «семи пядей во лбу», чтобы понять очевидную вещь – в
предвоенные годы Советский союз скупал ТЕХНОЛОГИИ
Все остальное он делал сам.
С началом Холодной войны ситуация приняла еще более жесткий оборот – в
прямом противостоянии с евро-атлантической цивилизацией Союз мог
рассчитывать только на себя. Просто смешно представить атомный подводный
ракетоносец для ВМФ СССР, строящийся где-нибудь в британском Глазго или в
американской Филадельфии.
И Союз справился! Восстановив экономику и промышленность после страшной
войны, СССР в 1960-е годы выкатил на просторы Мирового океана ТАКОЙ ФЛОТ, от
которого задрожали обе половинки Земли – в такт подводным ракетоносцам,
покачивающимся у пирсов в Гремихе и бухте Крашенинникова.
Хорошо бы украсть на Западе готовые технологии, да вот незадача, красть было
нечего – то, что делал СССР, зачастую не имело аналогов в мире.
Первая в мире морская баллистическая ракета и её подводный носитель; «поющие
фрегаты» 61-го проекта – первые в мире корабли с полностью газотурбинной ГЭУ;
морская космическая система разведки и целеуказания «Легенда-М»…
Противокорабельное ракетное оружие – здесь ВМФ СССР вообще не было равных.
Укоризненная фраза «СССР не построил ни одного линкора» может вызвать лишь
гомерический хохот. Советский Союз умел строить подлодки из титана,
авианесущие крейсера и гигантские атомоходы «Орлан» - любой дредноут меркнет
на фоне этих ШЕДЕВРОВ конструкторской мысли.
Говорить о каком-либо заимствовании с Запада просто не приходится –
советские корабли имели свой хорошо узнаваемый аутентичный облик, компоновку,
размеры и специфический комплекс вооружения. Более того, сам Военно-Морской
Флот СССР представлял собой единую альтернативу флотам западных стран (по
умолчанию – ВМС США). Руководство ВМФ СССР выработало совершенно
оригинальную (и совершенно верную!) концепцию противодействия ВМС США и
смело придерживался выбранного направления, создавая специфические, до этого
нигде невиданные, образцы военно-морской техники:
- большие противолодочные корабли - ракетные крейсера с гипертрофированным
ПЛО-вооружением;
- тяжелые авианесущие крейсеры;
- подводные лодки с крылатыми ракетами, т.н. «убийцы авианосцев»;
- ударные ракетные крейсера, известные как «оскал социализма»…
Уникальные корабли измерительного комплекса пр. 1914 «Маршал Неделин», узлы
сверхдальней океанской связи (низкочастотный импульс огромной мощности,
направленный в земную кору, может быть принят даже на борту подлодки), малые
ракетные корабли и «москитный флот», вооруженный немалыми ракетами (достаточно
вспомнить, какой фурор в мире произвело потопление израильского «Эйлата»).
Все это - собственные технологии и собственное производство. Made in USSR.
Кто-нибудь наверняка задаст вопрос о больших десантных кораблях проекта 775
– БДК этого типа строились в период с 1974 по 1991 год в Польше. Ответ прост:
это было чисто политическим решением, продиктованным желанием поддержать
своего союзника по Варшавскому блоку.
Скажу больше – верфи Финляндии регулярно получали заказы от ВМФ СССР – в
основном дело касалось постройки буксиров и плавказарм. Чисто экономические
мотивы – советским верфям было невыгодно возиться с этой «мелочью», ведь на
стапелях Северодвинска и Николаева стояли атомные подлодки и ТАВКРы.
Известная история с покупкой станков фирмы TOSHIBA для точной мехобработки
винтов советских субмарин – не более чем курьез. В конце-концов, купили
станок, а не готовый эсминец или подлодку.
Наконец, ВМФ СССР никогда не гнушался пользоваться иностранной техникой,
если речь шла о трофейных кораблях.
Эпилог
- Адмирал не жалеет средств на свою новую возлюбленную, поговаривают, что
последний подарок – роскошная коллекция бриллиантов - был приобретен за счет
средств, предназначавшихся для «чилийского контракта» (прим. Россия
планировать выкупить в Англии броненосцы, строящиеся для ВМС Чили).
- А что вы хотели, сударь? Элиза Балетта – теперь одна из самых богатых
женщин в России.
- Да-с, великий князь знает толк в «откатах» - ведь не случайно контракт на
поставку корабельной брони передан от казенного Ижорского завода частному
Мариупольскому, что гонит халтуру по цене вдвое дороже (9,9 вместо 4,4
рублей за пуд).
Примерно в таком ключе судачила между собой великосветская петербургская
публика в начале ХХ века - Милостивейший Государь, адмирал, великий князь
Алексей Александрович знатно отдыхал на Лазурном берегу и щедро одаривал
подарками свою юную возлюбленную, французскую балерину Элизу Балетту, до тех
пор, пока не грянула Русско-Японская война.
«Пошел вон, князь Цусимский»! - орала взбешенная публика, при виде входящего
в партер Михайловского театра Алексея Александровича, чем едва не довела
адмирала до сердечного приступа.
Досталось в тот день и его пассии – блистающую «камушками» балерину закидали
всяким сором с криками: «Вот где наш Тихоокеанский флот! На твоих
бриллиантах кровь русских матросов»!
30 мая 1905 года великий князь Алексей Александрович подал в отставку с
должности главного начальника флота и Морского ведомства и вместе с Балеттой
укатил в Париж.
Господа, у Вас не складывается ощущение дежа-вю?
|