Приветствую Вас Гость!
Суббота, 20.04.2024, 14:59
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Фотогалерея

Календарь

«  Сентябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Полезные ссылки

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2008 » Сентябрь » 23 » Звания и титулы существовавшие в России в XIX в.
08:48
Звания и титулы существовавшие в России в XIX в.

Взято здесь: ссылка

До XVIII в. употребление разного рода чинов, званий и титулов не имело в России широкого распространения и сами они ещё не, вполне отделились от обозначения должности или родового происхождения лица, находившегося при царском дворе и вообще на государственной службе. При определении места того или другого лица в служебной и общественной иерархии допетровской Руси доминирующие значение принадлежало знатности рода, хотя
на смену этому критерию, всё более выдвигались служебные заслуги.
24 января 1722 г. вступил в силу законодательный акт, лёгший в основу всей системы государственной службы – «Табель о рангах всех воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины». Подготовка «Табели»
началась ещё в 1719 г. Были собраны и переведены на русский язык аналогичные акты, существовавшие в Англии, Пруссии, Франции, Швеции, Речи Посполитой и в Венецианской республике.

«Табель о рангах» устанавливала три основных линии гос. службы – воинскую, статскую и придворную номенклатуру чинов и её иерархию, каждая из которых делилась на 14 рангов. Помимо старшинства рангов устанавливалось и старшинство среди обладателей одного ранга – по времени пожалования в него.
В дальнейшем старшинству чинов и выслуги придавалось очень большое значение во всех случаях, когда реализовывались права, проистекающие из гос. службы. Именно в такой последовательности (по старшинству чинов и выслуги) сообщались сведения о гос. служащих в официальных справочных изданиях. При равенстве классов чинов военные считались «старше» гражданских и придворных. В пунктах же предусматривалось, что если «кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возьмёт выше данного ему ранга»
тот должен быть подвергнут штрафу – вычету двухмесячного жалованья; равный же штраф следовал и тому «кто ниже своего ранга место уступит»

Анализируя состав придворных чинов, включённых первоначально в «Табель о рангах», исследователи, наиболее внимательно их изучавшие в XIX в., приходят к заключению, что «многие из них вовсе никогда не были жалованы и
даже определить, в чем состояли их обязанности, не представляется. . . возможным». Дошедшие до нас сведения о первых назначениях в придворные чины, возможно, неполны. Ещё к 1711 г. относятся пожалования в камергеры и камер-юнкеры, которые в то время были главными фигурами при дворе. После введения в действие «Табели о рангах» и до 1727 г. состоялись назначения в чины обер-гофмейстера императорского двора (1722 г.), в обер-шенки (1723 г.), обер-шталмейстеры, обер-церемониймейстеры, обер-маршалы и гофмаршалы (1726 г.), обер-камергеры и гофмейстеры (1727 г.).
14 декабря 1727 г. Петром II был утверждён первый придворный штат, которым назначались гофмейстер, 8 камергеров, 7 камер-юнкеров, гофмаршал и шталмейстер. Тогда же был учреждён штат первого «малого» двора – двора сестры Петра II великой княжны Натальи Алексеевны. Он включал камергера, 4- х камер-юнкеров и 2-х гоф-юнкеров.
Анна Ивановна в апреле 1731 г. утвердила новый придворный штат в составе: обер-камергера, обер-гофмейстера, обер-гофмаршала и обер- шталмейстера. Число камергеров и камер-юнкеров сохранялось тем же, что и по штату 1727 г.
В 1736 г. состоялось первое пожалование в чин обер-егермейстера. В 1743 г были введены чины царемониймейстера и егермейстера. Наконец, в 1773г. устанавливается равенство в ранге чина егермейстера с чином шталмейстера.

С 1809 г. камергеры и камер-юнкеры перестали считаться чинами, вторымиинами двора стали называть придворных чинов III класса. Однако чин обер-церемониймейстера, хотя и относился к III кл., первоначально в число вторых чинов двора не входил. Лишь на основании повеления Николая I 1827 г. Он был отнесён к этой группе придворных чинов; с 1858 г. При выслуге чина II класса (такие случаи имели место и ранее) обер-церемонийместеры относились к первым чинам двора. Точно так же во II или III классе мог быть введённый в 1856 г. Чин обер-форшнейдера. Чины камер-фурьера и гоф-фурьера считались не придворными, а «при высочайшем
дворе». Фурьеры заведовали так называемыми придворными служителями. К разряду высших служителей относились камердинеры и официанты: мундшенки (виночерпии), кофешенки, кондитеры, тафельдеккеры (накрывающие стол) и прочие (обычно им присваивался чин XII кл.). В обязанности камер-фурьров
входило также ведение особых «камер-фурьерских журналов», в которых изо дня в день отмечались все события при дворе. Камер-фурьеры награждались чином VI кл. без права дальнейшего производства; гоф-фурьеры получали чин IX кл. через 10 лет службы и также далее не производились.

Таким образом, почти все придворные чины оказались в генеральских рангах (II – III классы), где право производства в чин зависело целиком от усмотрения императора. Из сказанного ясно, что дослужиться до придворного чина оказывалось возможным лишь по другой (не придворной) линии – гражданской или военной. Был и иной путь получения этого чина – экстраординарное пожалование его императором. Поскольку придворные чины
включались в «Табель о рангах» и относились в ней к соответствующим классам, обладание придворным чином делало ненужным и, казалось бы, невозможным одновременное обладание гражданским или военным чинами. Между тем случаи такого рода известны; например, в 1859 г. Барон Е.Ф. Мейендорф числился обер-шталмейстером, но имел также чин генерала-от-кавалерии (II кл.) и звание генерал-адьютанта; такие же военные чин и звание имел в 1914 г. обер-гофмаршал граф П.К. Бенкендорф. В подобных случаях придворный сохранял право на участие в торжественных воинских церемониях, на военный мундир и старшинство военных чинов по отношению ко всем другим.

В Российской империи существовали почетные звания сенаторов и членов Государственного совета, в департаментах не присутствующих, то есть, не участвующих в заседаниях (вроде почетных членов). Эти звания присваивались чиновникам 1-3 классов «Табели о рангах», которые вместе с тем могли продолжать свою деятельность в соответствии с чином и должностью.

С 60-х годов XIX века звание сенатора, как правило, получали товарищи министров (так назывались заместители). В ряде случаев получение этого звания являлось концом карьеры. Звание члена Государственного совета после 1810 года считалось более высоким, но с его присвоением звание сенатора для лиц, его имевших, могло сохраняться. Немногие высшие гражданские и придворные чины 1-3 классов (в исключительных случаях 4-5 классов) получали звание статс-секретаря его величества. Это звание следует отличать от должности статс-секретаря Государственного совета – управляющего канцелярией одного из его департаментов.

Военные, составлявшие свиту императора, кроме чинов, имели звания: генерал-адъютант (1-3 классы), свиты генерал-майор или свиты контр-адмирал, флигель-адъютант. Статс-секретари и дежурные генерал-адъютанты имели право объявлять словесные повеления императора.

В конце XVIII – начале XIX века придворные чины камергера и камер-юнкера давались чиновникам и офицерам сравнительно низших классов, иногда – представителям старинных дворянских родов, вовсе не имевших классных чинов. Пожалование этими чинами давало право на получение 4-го и 5-го классов. В 1809 году чины камергера и камер-юнкера были превращены в почетные звания, присваиваемые гражданским чиновникам 3-5 и 6-9 классов соответственно. Кроме того, они могли быть даны лицам высокого общественного положения, не состоявшим на государственной службе (в особенности предводителям дворянства), без присвоения им права на чин.

В 1800 г. были введены звания коммерции советников и мануфактур-советников, приравненных к 8-му классу гражданской службы, которыми могли награждаться лица купеческого сословия. В 1824 г. на эти звания было предоставлено право всем купцам первой гильдии после 12-летнего пребывания в ней. А с 1836 г. лицам, имевшим эти звания, а также их вдовам и детям было дано право ходатайствовать о причислении к потомственному почетному гражданству.

30 августа 1856 г. в связи с коронацией Александра II был введён новый придворный чин «обер-форшнейдер», в обязанности которого входило разрезание кушаний для императорской четы во время парадных обедов, возлагавшиеся до этого на старшего дежурного камергера. Не всегда, однако, обладатели придворных чинов назначались на «профильные» им придворные должности. Известны случаи, когда на эти должности назначались военные. Так, при вступлении на престол Александра III его гоф-маршалом был полковник князь В.С. Оболенский. После его внезапной смерти на эту должность был приглашён, свиты его величества генерал-майор граф А.В. Голенищев-Кутузов, сёстры которого давно состояли фрейлинами при императрице Марии Фёдоровне. Иногда,
наоборот, назначались придворные на гражданские должности. Например, обер- гофмейстер И.М. Толстой был в 1865-1867 гг. министром почт и телеграфов. Наконец, возможно было и оставление лиц, имевших придворный чин, вообще не у дел.
Чинопочитание считалось обязательным при всех официальных и торжественных церемониях: при дворе, во время парадных обедов, при бракосочетаниях, крещениях, погребениях и даже при церковной службе.

Титулование – обращение в устной и письменной форме к лицам, имеющим чины, было строго регламентировано. Частный титул представлял собой наименование чина или должности (например, статский советник, вице-губернатор). Общие титулы для чинов и должностей 1–2-го классов «Табели о рангах» были «ваше высокопревосходительство», 3–4-го классов – «ваше превосходительство», 5-го класса – «ваше высокородие», 6–8-го классов – «ваше высокоблагородие» и для чинов 9–14-го классов – «ваше благородие».

При письменном официальном обращении низших должностных лиц к высшим назывались оба титула, причем частный употреблялся и по должности, и по чину и следовал за общим титулом. Например: «его превосходительству товарищу министра финансов тайному советнику». С середины XIX в. частный титул по чину и фамилия стали опускаться. При аналогичном обращении к низшему должностному лицу сохранялся только частный титул по должности (фамилия не указывалась). Равные же должностные лица обращались друг к другу либо как к низшим, либо по имени-отчеству с указанием общего титула и фамилии на полях документа. Лица, не имевшие чина, пользовались общим титулом в соответствии с классами «Табели о рангах», к которым приравнивалось принадлежащее им почетное звание.

При устном обращении к высшим чинам употреблялся общий титул; к равным и низшим гражданским чинам обращались по имени и отчеству или фамилии; к военным чинам по чину с добавлением фамилии или без нее. Нижние чины в армии к подпрапорщикам и унтер-офицерам должны были обращаться по чину с добавлением слова «господин».

Существовали также титулы по происхождению. Частными титулами были император, великий князь, князь императорской крови, светлейший князь, князь, граф, барон, дворянин. Им соответствовали общие титулы: «ваше императорское величество», «ваше императорское высочество» (для великих князей), «ваше высочество» (для князей императорской крови ниже внуков императоров), «ваша светлость» (для младших детей правнуков императора, а также светлейших князей по пожалованию), «ваше сиятельство» (для князей и графов), «ваше благородие» (для остальных дворян, включая и баронов).

Конечно, с сегодняшней точки зрения, всё это очень сложно. Но такова история чиновничьей службы в нашем государстве.

Просмотров: 1098 | Добавил: hotteys | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]