15:42 Сапоги и ичиги | |
А вот Прапорщик Гуталинов написал замечательное эссе про ичиги, с картинками: КАК САПОГИ НАСТУПАЛИ НА ИЧИГИ Известно, что разные формы сапог присутствуют обычно в одежде скотоводческих народов или народов, быт которых не избалован асфальтовыми и булыжными покрытиями, а климат довольно суров. И в этом смысле русские и жители Средней Азии оказались побратимами. Интересно: реабилитация сапог в русской армии началась после поражения в Крымской войне. При Николае I рядовым разрешено было заправлять штаны в сапоги только в походе. Однако Александр II в числе прочих реформ восстановил ношение сапог поверх шаровар. Очень вовремя: Россия вступила в фазу активной внешней политики и на Балканах, и в Средней Азии. В 1868 г. был взят Ташкент и началась колонизация Средней Азии. Русские солдаты были обуты в добротные высокие юфтевые «дегтярные» сапоги, что было довольно жарковато и тяжело для туркестанской жары. Местные жители предпочитали ичиги – сапоги с мягким, часто узким носком и твердой пяткой, иногда на каблуке. Ичиги были распространены от Кавказа и Поволжья (татарские ичиги) до Дальнего Востока. Правда, там, в краях относительно северных, предпочитали делать ичиги из юфти. Сибирские казаки, участвовавшие в походах в Туркестан, носили именно такие ичиги. Местные же жители (отчасти скотоводы, отчасти земледельцы, которые вынуждены были возиться по колено почти в воде на своих поливных плантациях) предпочитали ичиги из хрома. (Об ичигах (среди прочей охотничьей обуви, - кстати, здесь есть и три рецепта самодельной мази для обуви) см. http://www.piterhunt.ru/pages/nk-os/5/11.htm ) Самые разные варианты ичигов, от самых простецких, крестьянских, до роскошных эмирских, мы видим на этих фото. Ичиги, особенно для охотника, были не просто обувью, но и пищевым запасом. В романе Г. Тушкана «Джура» его герой, оголодав, питается кусками кожи с голенищ своих ичиг. Что ж, ему повезло гораздо больше, чем нашим солдатам в нач. 60-х: все же натуральная кожа, пропитанная жиром, а не техническая материя-кирза. Кстати, особой заботой о своей кожаной обуви продиктован обычай, общий у многих народов, от казаков (см. эпизод в «Тихом Доне») до Памирских пастухов (эпизод в том же «Джуре»): после сытной еды мужчина вытирал свои жирные руки о голенища. Комиссары Советской власти пришли в Туркестан в «брезентовых» (кирзовых?) сапогах (см. повесть А. Платонова «Джан»). Судя по фотографиям, Средняя Азия стала одной из «житниц» советской обувной промышленности: вот изготавливают кирзовые сапоги на заводе, вот шуруют целые связки валенок. Чтобы разоружить СССР, Гитлеру нужно было взять Урал, чтобы разуть его солдат – Среднюю Азию. Судя по всему, Советская власть буквально завалила среднюю Азию кирзачами: упоминание об этом есть даже в романе «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского. Собственно, это единственное, что было здесь (согласно роману) «в любом количестве». Дешевые и относительно легкие кирзачи стали почти неотъемлемой частью «костюма» узбекского крестьянина, хотя иной раз они и носят также хромовые сапоги черной и желтой кожи. Об этом пишут этнографы, - как и о том, что 30 – 60-е гг. – эпоха господства галифе как праздничной мужской одежды (под халат в том числе). Если русские (точнее, советские) солдаты подарили жителям Средней Азии галифе, то жаркий туркестанский климат вынудил царя ввести в 1869 г. так называемые «гимнастические рубашки» - сперва только для войск в Туркестане. Так появилась в русских войсках знаменитая гимнастерка, которая просуществовала в наших войсках ровно сто лет и была сменена «брежневской» формой лишь в начале 1970-х гг.. | |
|
Всего комментариев: 0 | |