Приветствую Вас Гость!
Пятница, 29.03.2024, 12:52
Главная | Регистрация | Вход | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: bboot, Siber  
Форум » НОВЫЕ ЛИНКИ И АНОНСЫ » АРМЕЙСКИЙ БЫТ » Юрий Лоскутов. Холод. (Мы шли поздним зимним вечером по плацу. В казарму.)
Юрий Лоскутов. Холод.
SeniorSergeantДата: Вторник, 27.03.2012, 09:39 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 410
Репутация: 1
Статус: Offline
ХОЛОД.

Мы шли поздним зимним вечером по плацу. В казарму. Нас было немного, шли строем; не ради соблюдения устава, а чтобы хоть как-то уберечься от холода. Передним не повезло, остальные прятались за их спинами, плотно прижимаясь друг к другу.
Было очень холодно. В этих краях зима обычно такая, но эта выдалась на редкость холодной. Мы шли по плацу, и под сапогами звенел асфальт. Эхо от шагов разносилось вокруг отражаясь от железных щитов, стоявших по периметру. Холод проникал во все тело, контролировал его, подчинял себе все мысли. Ни о чем другом не думал я тогда, только об одном: поскорее бы согреться...
Я вспомнил стих: "мороз и солнце, день чудесный..." и вдруг сравнил слова "мороз" и "холод". Вроде одно и тоже, но нет. Мороз - это что-то доброе, улыбающееся. Это подобно тому, как тебя в детстве мама или папа пощипывали, щекоча, и при этом улыбались. Тебе было и приятно, и в тоже время хотелось избежать этого. Но самое главное: все это сопровождалось улыбкой и смехом. Заразительным нескончаемым смехом...
Холод - это совсем другое. Это сродни слову "голод". Голод по теплу, голод по спокойному состоянию тела, по нормальному ходу мыслей...Голод! Холод! Этой зимой было очень холодно...всем.
Мы зашли в подъезд казармы. Захлопнулась дверь и, казалось, что холод в погоне за нами врезался в эту дверь снаружи, подобно рою пчел, который, догоняя мультяшного героя, резко останавливается перед водой, когда тот ныряет в нее. Почувствовалось небольшое облегчение. На смену промерзлому, но свежему воздуху пришел теплый, но сильно вонючий запах. Этот ЗАПАХ!!!
Спустя много лет, я однажды зашел в одно общежитие и, когда вдохнул носом воздух подъезда, доли секунды мне хватило, чтобы почувствовать этот запах. Один в один! Я даже приостановился. Странное чувство: ностальгия с одной стороны, отвращение с другой. Как это объяснить? С запахами у меня особые отношения. С детства я помню многие запахи. Я помню какой запах был в бабушкиной квартире, причем не просто любой бабушкиной, а именно моей бабушки. Я не могу его описать, но, если он где-то попадался, я без сомнений вспоминал все: обстановку, настроение, даже одежду.
Помню запах духов, когда к нам приходили гости. Это был смешанный запах духов, закуски, водки и ... туалета. Почему-то туалета. Лучше было бы что-то одно - или духи с закуской, или туалет. А так просто не лезло в голову. Как будто кто-то под прекрасной пахнущей елью кто-то тупо наложил кучу. Как-то после армии я встретился случайно с одной девушкой и поразился, когда учуял от нее этот запах. Я был в шоке! Нет, она не обделалась, это , оказывается, были такие духи!!! Вероятно, и в детстве были такие же и, скорее всего, никто кроме меня не сравнивал их с туалетом. Благодаря этой девушке я на какое-то время перелетел в далекое детство и почувствовал ту атмосферу, настроение...Честно говоря я был в тайне благодарен ей за это. Видел я её один раз, он же был последним.
Мы поднялись на четвертый этаж и вошли в расположение батальона. Вошли в расположение. Интересное словосочетание. Как будто батальон стал к нам более снисходительным т.к. мы умудрились угодить ему, войти в его расположение. На самом деле расположением в армии называется место, где находится то или иное подразделение солдат (рота, батальон...) Они там просто живут. В расположении. Там к запаху подъезда примешался ещё запах казармы, который до сих пор мне ещё ни разу не попадался. Не трудно представить себе, чем там пахло в итоге. В итоге смешения таких ингредиентов, как портянки, вакса (обувной жир), ружейное масло, табак. А летом все это подавалось под ярким туалетным соусом. Почему-то именно летом срочно засорялась канализация, и никак не могли её прочистить до самой осени. Зимой как-то ничего не застревало, все пролетало, проходило, видимо тоже от холода. Холодно было всем.
Иногда попадались островки надежды в виде запахов одеколона "Шипр" или "Тройного". Это "дедушки" пытались доказать себе и другим, жизнь идет своим чередом, все не так плохо, можно жить. Можно. Если бы ещё не этот холод.
Мы пошли по длинному коридору до своего отсека. Шли уже более развязно, шаги были неорганизованными. Кто-то расстегнул шинель, но никто не снял её. С шинелью расставаться не хотелось. Это был предмет, напоминающий своим значением дом или квартиру. Особенно зимой. Из этого "дома" не вылазили почти круглосуточно до самой весны. А летом это была дача. Её стелили на землю, чтобы полежать. Иногда укрывались прохладными ночами, когда спали на улице. А вообще шинель для солдата это как крепость, жилище, частная собственность, в широком смысле.
Как-то в одну из таких холодных ночей я дежурил в корпусе. Были выполнены все вечерние церемонии дежурства, и наступило время отдыха. Я пошел спать в "теплушку" под лестницей. Там был топчан и, самое главное, было тепло. Я закутался в шинель, поднял воротник, запихнул руки в рукава так далеко, до самых локтей, свернулся крендельком и начал засыпать. Короче вошел в свой "дом", закрылся и лег в постель. Вдруг, спустя какое-то время, я услышал шорох. Мышь! Не удивительно. Там был хлеб, сахар и пр. "Мыши- тоже люди",-подумал я. Потом шорох приблизился, и шуршало где-то уже возле моего уха.
-Кто в тереме живет?
-Это я, гвардии сержант...
Дальше получилось так, что этот грызун залез ко мне под воротник, долго там копошился, видимо укладывался спать, потом успокоился, что-то пискнул, мне показалось "спокойной ночи", и уснул. Я чувствовал тепло его крошечного тельца, и мне показалось, что он пришел поделиться со мной этим теплом. Мне не хотелось его прогонять, слишком долго я устраивал свой комфорт, да и собственно против этого гостя ничего не имел. Я понимал, холодно было всем...
В казарму мы пришли лишь с одной целью: засвидетельствовать своё присутствие после отбоя перед старшим офицером, который тоже был здесь в эту ночь. Дело в том, что мы очень не любили ночевать в расположении и старались при любой возможности избегать этого. Нам нравилось жить в нашем тренажерном корпусе. Это большое здание, которое целиком принадлежало нам, тренажерному взводу. Там у каждого был свой собственный класс. По сути это напоминало этакий парк аттракционов для водителей и стрелков. На входной двери моего класса была табличка "ТНО-765". Тренажер наводчика-оператора БМП-1. Я так и не узнал, что означали цифры 765. В классе был паркет, большие окна. Я чувствовал себя там комфортно. Собственно вся "тренажерка", как все её называли, была в нашем распоряжении. В ней можно было найти все от хлеба до боеприпасов. Это была, своего рода, автономия на территории части, и эта автономия проявлялась как территориально, так и в отношениях с командующим составом. Мы никак не вписывались своим штатным положением в общий распорядок и режим жизни вообще. Нас даже по тревоге не всегда удавалось поднять. Как-то так исторически сложилось, что инструкторы по огневой подготовке и вождению (на тренажерах) стали обособленными, и их трудно было привлечь к общей деятельности части. Это очень не нравилось некоторым офицерам, и они периодически устраивали нам профилактику в виде ночных проверок. Вот в такую проверку нам и пришлось покинуть свои насиженные классы и прийти на ночлег в казарму.
В нашем отсеке в окнах не было почти половины стекол, вместо них были натянуты полиэтиленовые пленки в один слой. В пленке кое-где были дырки, и холодный «рой» проникал вовнутрь. Он замораживал воду в кружках, внизу, на стене под окнами, была наледь, которая прописалась там и не думала таять. Отопления хватало только на то, чтобы не разморозило систему. В общем, было почти то же что и на улице, только без ветра. Холодно.
В связи с этими условиями укладка в постель превратилась в долгую процедуру. Постели, которые образовывались в результате, становились похожими на реальные берлоги в лесу. Даже городок из берлог. Надо сказать, что постройка таких берлог появилась не сразу, а в результате долгих поисков, экспериментов и попыток хоть как-то выспаться. А связано это с тем, что организм от холода каждые полчаса просыпается и дает знать своему владельцу, что его не устраивает такая температура окружающей среды, надо что-то предпринять. Иначе система не сработает. Вот и приходилось искать, как уберечь тепло, которое вырабатывает наше тело, т.к. другие источники тепла тоже грели сами себя. Холодно было всем.
Мы закутывались в шинель, ложились на кровать, сверху укрывались двумя одеялами. Потом приглашали помочь кого-нибудь из соседней роты. Тот накрывал матрацем и поверх него накидывал еще одно одеяло и подтыкал его с боков. На голову ещё можно было положить подушку. Какое то время нужно было дышать только внутри, чтобы нагреть воздух. После хорошего ужина воздух обычно нагревался быстрее, но приходилось держать нос снаружи. В принципе этого хватало, чтобы согреться и уснуть. Единственную неприятность приносили походы по нужде.
Я устроился на верхнем ярусе у окна со стеклом, высунул лицо наружу и смотрел в окно. Там завывал ветер, качался фонарь, шел мелкий и сухой снег. По дороге, сгорбившись, шагал человек. Один. Я представил себе его ощущения в этот момент, сравнил их со своими. Мне, почему-то, стало гораздо теплее, как будто, глядя на него, я забрал часть его тепла. Я проводил его взглядом, невольно улыбнулся и начал засыпать. Холодно было всем….
 
sorlagДата: Вторник, 27.03.2012, 11:52 | Сообщение # 2
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 990
Репутация: 4
Статус: Offline
душевно. красиво. уютно написано. спасибо.


моя бабушка курит трубку (с)
 
Форум » НОВЫЕ ЛИНКИ И АНОНСЫ » АРМЕЙСКИЙ БЫТ » Юрий Лоскутов. Холод. (Мы шли поздним зимним вечером по плацу. В казарму.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: