На этой неделе в "Известиях" в колонке "Записки старого дворника" занятная статейка. Поскольку URL потерял и не нахожу по их поиску, то копирую текст прямо сюда. =====
Сапоги
Сергей Дмитриев-Арбатский
Подметать внутренний, весьма обширный, включающий кусочек леса, двор московского элитного комплекса я всегда выхожу в кирзовых солдатских сапогах, оставшихся на память о "партизанских" сборах. Намазанные за эти годы немереным количеством ваксы и гусиного жира, кирзачи абсолютно непромокаемы. И ни одна буржуйская шавка, даже бультерьерной породы, не может их прокусить. Как-то один из жильцов, с ностальгией принюхавшись к густому исходящему от них аромату, рассказал несколько поучительных историй.
...Со второй половины XIX века европейские столицы с великой скоростью украшаются памятниками воинственным императорам, королям, маршалам и генералам. Непременный их атрибут - сапоги (чаще всего со шпорами). Не всякий мастер мог вылепить их со знанием дела и военной моды. Русский скульптор Марк Антокольский, сын еврея-трактирщика и родственник виленских портных и сапожников, умел это делать великолепно. У его Петра Великого и Александра Освободителя отличные мундиры и сапоги.
...В первой половине 90-х годов ХХ века мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак приехал в Киев для переговоров с руководителями Украины. После встречи с Леонидом Кучмой отправился побродить по городу и на заднем дворе киевского Музея русского искусства обнаружил бронзовую статую императора Александра II примерно в полтора человеческих роста. Она была отлита по модели Антокольского в 1910 году, уже после смерти скульптора, для Киевской городской публичной библиотеки. На территории России, включая Петербург и Москву, ни одного памятника царю-освободителю не сохранилось. Собчак загорелся идеей договориться о передаче монумента в подарок Петербургу. Но выяснилось: еще при советской власти скульптура занесена в реестр национального культурного достояния и с Украины вывезена быть не может. О статуе вспомнили, когда стали обсуждать программу украинского участия в праздновании 300-летия Петербурга.
Благодаря стараниям рассказчика и генконсула Украины в Петербурге Виктора Семенова (бывшего мэра Севастополя и нынешнего спецпредставителя на переговорах по Черноморскому флоту) Кучма поручил премьеру Януковичу и мэру Киева Омельченко изготовить копию статуи. Умельцы завода "Арсенал" сделали копию еще лучше оригинала. Изготовить и оплатить пьедестал должен был Петербург, но что-то не сложилось, и к 31 мая 2003 года статую установили на временном подиуме напротив входа в здание бывшей Николаевской академии Генштаба на Суворовском проспекте. Президент Кучма почему-то постеснялся принять участие в его открытии. Только накануне - инкогнито из проезжающего лимузина - осмотрел монумент.Трудами сотрудников комитета по внешним связям Смольного задуманный рассказчиком и архитектором Станиславом Одноваловым постамент из полированного темно-красного гранита, стилизованный под конец XIX века, появился спустя 5 лет - в мае 2008 года. Теперь и бронзовые щегольские сапоги императора доступны для обозрения, поскольку находятся на уровне глаз человека среднего роста.
Внук Александра - Николай II правильно носить офицерские сапоги не умел. Имеется множество его портретов и фотографий в различных мундирах, но убедительнее всего он выглядит в солдатской форме. Это когда его императорское величество совершал марш-бросок с полной выкладкой для проверки удобства и качества солдатской амуниции, что заслуживало одобрения, но не заменяло отсутствия заботы о вооружении армии накануне мировой войны тяжелой артиллерией. Император явно предпочитал сапоги "гармошкой" с короткими голенищами, зрительно увеличивавшими его небольшой рост.
Рассказчику же от деда осталась пара "правильных" генеральских шевровых сапог. Тонкая двухслойная кожаная подошва была протерта до дыр уже после войны в коридорах академии имени Фрунзе. Зато набранные из трех или четырех пластин толстой и твердой кожи каблуки лишь слегка сносились. Твердые лакированные голенища сзади сшиты по сложной кривой, плотно прилегая к икре и отлично защищая ногу не только от песка и воды, но и от скользящих ударов. Более мягкая кожа образовывала вокруг лодыжки от подъема несколько волнообразных складок, что обеспечивало подвижность ступни. Надеть или снять такие сапоги, несмотря на специально завышенный подъем, без помощи денщика или специального приспособления, продававшегося до революции в офицерских магазинах, а после революции - в комиссионках и на барахолках, было невозможно.
Президенту Дмитрию Медведеву на Курской дуге в воссозданном блиндаже Рокоссовского показали более простое устройство для снятия сапог - специально вырезанное отверстие в дощатом полу.Сейчас сапожное искусство утрачено. Даже у гвардейцев Кремлевского полка, марширующих по ковровым дорожкам парадной анфилады Большого дворца, голенища или немного "хлюпают", или врезаются в мышцу под коленом, оставляя ниже воздушный "пузырь". Да и кожаный товар нынче не тот.
Вывод из рассказанного мой собеседник сделал своеобразный: "Русские сапоги лучше американских ботинок. Воевать, если только ты не в горном спецназе, лучше и безопаснее в сапогах с чистой байковой портянкой. Надо бы их в полевых частях оставить. И искусство шитья офицерских сапог возродить". Не мне, дворнику, об этом судить.
======